Рассказываю, как адаптируюсь к работе в неповоротливой системе
Российские учреждения культуры и искусства делятся на два типа: государственные и частные. Как правило, первые гораздо менее гибкие. Их повестка ориентируется на традиционные ценности и патриотизм. Работа в госучреждении культуры никогда не привлекала меня. Но так получилось, что сейчас я работаю именно здесь.
Почему работа в государственных учреждениях культуры пугает
Предполагается, что выпускники моей специальности «социально-культурная деятельность» идут работать в культурные центры. Это такие пережитки советского прошлого, где проводятся плохо организованные мероприятия, где старые взгляды на все и куча бюрократии. В СССР они были оплотами советской пропаганды и главным местом досуга коммунистического общества. Культурный центр «Заря», Дом культуры железнодорожников, Дворец культуры «Кристалл» — наверняка вы слышали этот волшебный нейминг. Уже сами названия пахнут старыми книгами о жизни Ленина, раскаленными лампами, жженной пылью и кошачьим лотком.
На первый взгляд, может показаться, что работа в госучреждении культуры только топчет и пережевывает старое, выдавая его за полезное и нужное. Я тоже так думала, пока не пришла работать в Российскую государственную библиотеку менеджером образовательных спецпроектов.
Как я попала из частной институции на работу в госучреждение культуры
Моим первым местом работы в культуре был музей «Гараж» — частный, современный, гибкий и статусный музей. Спустя два года я доросла до внештатного менеджера проектов и перформансов. Но случилось 24 февраля и внештатников вынужденно сократили. Новую работу я искала два месяца. Наконец, нашелся молодой департамент в бюджетном учреждении культуры, в каких я зарекалась работать.
Департамент модельных библиотек РГБ курирует модернизацию библиотек в регионах страны и создают поддерживающие просветительские и образовательные проекты. Я согласилась работать, потому что поняла, что нужна здесь. Так, я оказалась в ситуации перехода из современной институции в кондовую культурную корпорацию. Сейчас работаю в РГБ уже три месяца и как-то справляюсь с прелестями работы в государственном учреждении. Наш отдел создает и реализовывает настоящие программы повышения квалификации для сотрудников библиотек по всей стране. Этим занимаются мои коллеги, я же веду те проекты, которые имеют просветительский характер: конкурсы, мероприятия.
Настоящие проблемы работы в госучреждении культуры
Как мы уже поняли, поначалу кажется, будто работать в бюджетных организациях скучно и бессмысленно. На деле это не так, но проблемы есть, и они заключаются в другом.
Одна сторона
Почти все в департаменте работают по одним принципам. Мы любим встречи, чтобы обсудить планы, проблемные места и перспективы. Проводим их по адженде, которую все видели заранее. После — ответственный менеджер рассылает всем фоллоу ап (договоренности, к которым пришли). Все ведут гугл-таблички, таймлайны и роудмэпы проектов, которым следуют на деле. В обсуждениях все равны — будь то руководитель, заместитель руководителя или менеджер. Мы слушаем друг друга, возражаем только аргументированно, почти не бываем токсичными. Когда появляются внутренние или внешние конфликты, решаем их адекватными способами.
Звучит как отличный и единственно верный подход к работе. Однако он часто мешает, ведь мы сотрудники системы, где правила работы установились десятки лет назад. Главное из правил — не принимать новое до последнего.
Другая сторона
Там, где две стороны решают задачи по-разному, легко возникает конфликт. Особенно, если одна сторона видит другую как «молодых и неопытных наглых девиц». За содержательную часть проектов отвечают эксперты со стажем, я и коллеги — за организационную часть. Меня, молодую девушку, которая ставит задачи и следит за ходом выполнения, принимают с трудом. Думаю, в 50 лет я тоже буду остро реагировать на замечания 22-летней девочки о нарушенных договоренностях (хотя не факт). Получается, главные проблемы работы в госучреждении культуры: старые правила, дедовщина и бюрократия.
На первых порах мне казалось, что я сейчас все налажу. Думала, ну уж я-то точно смогу до всех донести, что нужно делать вот так, а вот так — нельзя. Затем я уперлась в тотальное непонимание со стороны старших коллег: как же, они эксперты и знают все лучше меня, особенно в библиотечной сфере. Я торговалась: не хотите так, давайте компромисс, а вот тут буду помягче и подлизываться, зато проект не пострадает. Вот только каждый раз придумывать компромиссы и подбирать слова очень выматывает, если коллеги не вовлекаются в ответ. Дальше ты злишься, стараешься, злишься, стараешься и выгораешь. Только вот выгоранием делу не помочь.
Читай также: Профессия библиотекарь: чему я научилась за 4 года
Что с этим всем делать
Я все еще злюсь и опускаю руки время от времени. Меня возвращает в реальность и рабочий ритм вопрос: что важнее, наши разборки или конечный результат? Ответ очевиден, и если исходить из этого, все становится гораздо проще. Ты понимаешь, что не несешь ответственность за поведение других людей. Их не изменишь, как и систему, не трать время. Да и вообще, ты не можешь контролировать все. Перестань. Делай свою работу, пробуй разные подходы, не отчаивайся и гни свою линию, если это важно для результата.
Экспертов можно понять. Они учились работать в другом темпе, потому что 40 лет назад и темп жизни был другим. Эти люди считают своей главной задачей делиться своими знаниями, потому что они ценят их. Знания они добывали их долгим трудом, и они правда уникальны и бесценны. Им не так важны скорость и точность работы, они не видят необходимости тщательно выстраивать процессы. В проектах такие люди хотят реализовываться именно в роли авторов и не понимают, почему от них требуют соблюдать договоренности и дедлайны так строго.
По моему опыту точно работают следующие вещи:
1. Четкое без-эмоциональное «нет», если договоренности нарушаются.
2. Сюсюканья и подлизывания не работают, но важно всегда быть вежливой.
3. Улыбка — устно. «Буду рада ответить на вопросы», «а как на ваш взгляд…», «как вы думаете…», «коллеги, не хотим ли мы…» — письменно.
Выводы
Когда твоя роль в проектах меняет твое дело к лучшему, это смысл оставаться и делать все, что можешь. Даже в сфере культуры нужны амбициозные менеджеры и их гугл-таблички. Это относится как к частным институциям, так и к закоренелым государственным учреждениям культуры. Волшебное слово «проект» дает свободу творчества и вожжи в ваши руки. Нужно помнить, что работа в культуре в России только становится работой в нормальном понимании. Здесь пока мало действительно рабочих систем и универсальных схем, затрудняет еще то, что культура неконтролируемый процесс. С другой стороны, так даже в менеджменте остается место для творчества, а творчество — это свобода.