Как начать снимать кино и писать качественные сценарии?

Александр Акопов - создатель Amedia, продюсер и сценарист 50+ фильмов и сериалов. В интервью делится лучшими учебниками, фильмами и правилами, которые помогут вам.1 мин.


как начать снимать кино

Основная цель этого интервью — желание показать людям,  что главными факторами успеха в киноиндустрии являются упорство и безграничная любовь к собственному делу. Не важно, кто вы и чем вы занимаетесь. Если в вас есть желание и внутрянняя потребность развиваться и самовыражаться, то с помощью этого интервью вы сможете определить для себя, как начать снимать кино.

Здесь вы найдете всю необходимую литературу и фильмы (другими словами, базу), чтобы начать писать завораживающие сценарии и снимать фильмы, которые найдут отклик в чужих сердцах.

Здравствуйте, вы — создатель многих, не побоюсь этого слова, культовых сериалов и фильмов. Как вы отбираете из множества сценариев и идей именно «то самое», что останется не только в памяти, но и в сердце зрителя?

Интуитивно. Зритель одновременно хочет видеть два типа вещей: с одной стороны, вещи похожие на то, что он уже видел, и то, что ему уже понравилось. А с другой стороны, что-нибудь новенькое. На самом деле, даже если вы пойдете по струе, которая означает «ну, им же в прошлый раз понравилось, так давайте делать это», то с момента, когда вы себе это сказали до момента, когда это придет к зрителю, пройдет два года. А за это время жизнь меняется, слова, которые произносят люди, меняются, атмосфера в обществе меняется, выходят другие сериалы и другие фильмы, которые могут оказаться примерно на ту же тему.

Поэтому главная проблема – угадать то, что нужно будет людям через два года. И тут, к сожалению, ничего кроме интуиции, которая включает в себя предыдущий опыт, ничего не поможет.

А что вам может помочь при создании фильма или сериала?

Помогает привычка отличать «хороший» текст от «плохого». Текст, который хорош на бумаге, от текста, который хорош на экране. Это относится к драматургии как к науке, в которой есть определённые правила. Они не гарантируют никакого успеха, но они помогают отсеять глупость. Вот и весь инструментарий. Все остальное – это уже когда вы решили что-то делать. В этом случае надо постараться сделать максимально хорошо, поработать с драматургией прежде, чем нажата кнопка «мотор», и потом уже в процессе сделать все максимально хорошо.



В своем интервью для «Вокруг TV» вы сказали, что продюсерская работа это прежде всего практика, хотя и книжки читать надо, и кино смотреть. Возникает резонный вопрос: какую литературу и какое кино вы считаете абсолютной «базой» для любого продюсера?

Надо смотреть фильмы, которые люди любят через 10-15-20 лет после их выхода. Смотреть «вчерашний хит» — это, наверное, хорошо. Но содержатся ли в нем какие-нибудь фундаментальные правильности? Это будет понятно через лет 5-10. Есть супер актуальные вещи, которые прилетают, пользуются успехом и быстренько улетают их успех вызван именно актуальностью, а не тем, что это хорошее кино.

Например, «Унесенные ветром» был снят 80 лет назад, и это один из тех фильмов, которые можно смотреть, не переступая ни через совесть, ни через себя. Это хорошее кино. Я лично советую не смотреть в массе фильмы, которые младше 10 лет, потому что те, что остались, точно хорошие.

Конечно, любопытно посмотреть последнюю работу какого-нибудь Тарантино, Гая Ричи или Нолана. Это всегда полезно, потому что там будут новинки киноязыка, но их фундамент все равно держится на классике драматургии.

как начать снимать кино

Это все про кино, а что же про литературу / учебники?

Мы с ассоциацией продюсеров проводили в свое время серьезное исследование, какими учебниками стоит, а какими не стоит пользоваться. Остановились на том, что курс Университета Южной Калифорнии, который перевели на русский язык с заголовком «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии», — самый маленький, основной и полезный.

Все учебники, в которых говорится: «Мы научим вас писать сценарий на миллион долларов / хороший сценарий / блестящий сценарий» — это все пурга. Вышеупомянутый учебник основан на той теории кинодраматургии, которую развивали в свое время Вайнштейн, Кулешов и т.д.

Главная особенность этого учебника заключается в том, что он не учит, как писать, потому что научить этому невозможно. Там учат задавать вопросы сценарию – то, о чем я говорил раньше. Отличить хороший сценарий от плохого можно, если задавать вопросы, которые в этом учебнике изложены. То есть фактически – это редакторско-продюсерский учебник, который говорит о том, какие вопросы автору задавать.


Читай также: Илья Найшуллер: путь независимого кинематографиста

Продолжая тему кино… В чем, на ваш взгляд, заключается главное отличие современного российского кино от зарубежного? И есть ли оно?

Нет никакого зарубежного кино. Есть американское кино и все остальное. Американское кино суперпрофессиональное. Как правило, даже самое плохое всегда правильно сделано, имеет приличную драматургическую основу.

Безусловно, там тоже бывают ошибки и неудачные проекты, но американская киноиндустрия находится на порядок выше по отношению ко всем остальным. К сожалению, французское, английское, немецкое и т.д. кино ничему научить нас не может, а мы работаем точно так же, как они. Научиться чему-то можно от наших американских товарищей из Калифорнии.

Тогда в чем заключается основное отличие американской киноиндустрии от всей остальной?

За сотню лет своего развития американская киноиндустрия стала самой богатой в мире. Однако она стала богатой не потому, что американская, а наоборот. Американцы правильно работали все эти годы. Времена, когда Европа лидировала в каких-то формальных, с моей точки зрения, областях (например, «Новая волна», Италия и Франция послевоенная) – это все, конечно, интересные вещи, но они были «съедены» и «переработаны» Голливудом в более понятные общественности коммерческие формы.

как начать снимать кино

Не так давно вы начали серию «публичных бесед» о драматургии и режиссуре современных сериалов и кино. Первым гостем был Илья Куликов. В чем основная цель и задумка данного формата?

Это имеет прямое отношение к правильности и неправильности учебников. Нам интересно узнать, насколько те принципы, которые изложены в специальной литературе, являются реальными инструментами в работе сегодняшних драматургов.

  • Используют ли они карточки на вайтбордах, на которых пишутся логлайны?
  • Сколько раз пишут?
  • Сколько раз переписывают?
  • Кто такой главный герой?
  • А кто такой антагонист? и т.д.

Базовые вещи, над которыми задумался еще Аристотель в «Поэтике» 2500 лет назад. Они никак не поменялись с появлением кинематографа. Мы хотим понять, какими словами общаются современные драматурги со своими товарищами, со своим текстом.

Важно помнить, что книга «Как работают над сценарием в Южной Калифорнии» была напечатана в 1992 году, но хорошее кино снимали и до нее. Каким образом многие режиссеры снимали офигительное кино, не прочитав эту книгу? Ответ прост: хороший автор интуитивно понимает все законы, которые изложены в учебнике.

Законы драматургии существуют, как объективная реальность. Если человек может ими пользоваться, даже не зная их, то это означает, что они просто есть. Мы же делаем что-то с помощью силы тяжести, не задумываясь о формуле.

Нам интересно, как современные авторы используют законы драматургии, как они их формулируют, какие техники существуют для того, чтобы оставаться в рамках этой парадигмы. Мы сталкиваемся с огромным количеством людей, которые пишут километры текста. Объяснить им, что это не имеет никакого отношения к кино, очень тяжело. Рассказать им, как надо поменять текст, чтобы он превратился во что-то стоящее, очень тяжело.

Это возможно сделать, только если вы и автор разговариваете на одном языке, у вас одинаковые термины. И когда вы говорите, что в этой пьесе нет кульминации, человек должен понимать, что такое кульминация. Нужно все это состыковать, иначе кино не будет.

Если в начале фильма вам в руку вшили золотые монеты, то в конце их надо достать. Сказать, что завязка и кульминация должны друг другу соответствовать, проще, чем сделать, потому что огромное количество историй в воображении автора имеют начало, но не имеют конца.

Можете ли вы назвать своих любимых режиссеров?

Я люблю классиков: Билли Уайлдер, Хичкок, Гай Дай, Татьяна Лиознова. Вообще достаточно одной работы (чтобы полюбить режиссера), а у них по 2-3 гениальные вещи. Если брать современных, то мне очень нравится Тарантино. Я, правда, вижу его скорее автором, чем режиссером, потому что он придумыватель правильных историй.

Также мне нравится Луис Бунюэль, однако это не тот человек, которого можно приводить в пример. У него довольно сложная судьба как у режиссера, но некоторые его истории очень интересны. Вообще те, кто умеют нормально рассказывать истории, хорошие. А кто морочит голову зрителю – плохие. Вот так.

арт сообщество

Вы пишете телесценарии с 1981 года. Можете ли вы выделить несколько главных правил в написании сценариев? Как создать сценарий так, чтобы не получилось безвкусно и пресно? Здесь снова работает интуиция?

Правило у меня одно и очень простое. Я даю кому-нибудь почитать и дальше смотрю на их реакцию. Это не значит, что я с ней соглашаюсь, но я же не для себя пишу. Я пишу для кого-то.

У меня есть правильная референтная группа – настоящие друзья, которые не побоятся сказать, что это глупость. Я стараюсь поймать настоящую реакцию у них на лице, поэтому я люблю, когда читают при мне. Если референтная группа достаточно близка к народу / массовой аудитории, то это хорошо. А если эта группа состоит исключительно из московских снобов, то это неправильно. Тогда вы точно сделаете плохо. Поэтому я всегда советую своим студентам читать свои работы в электричках незнакомым людям.

В интервью для издания «Искусство и кино» 2004 года вы сказали: «Надо учиться у американцев снимать кино для людей». Изменилось ли ваше мнение спустя 16 лет?

Нет, это основная и главная проблема, с которой мы работаем, потому что наши коллеги очень любят снимать кино для себя, для своей референтной группы, включающей тех самых снобов, и т.д.

Нас интересуют самые сложные задачи. А самая сложная задача в кино и в средствах массовой информации – это быть понятными и интересными аудитории 4+. То есть аудитория, в которой есть дети, подростки, молодежь, люди среднего возврата, работающие, пенсионеры и т.д. Это так называемое «Диснеевское кино», на которое можно пойти всей семьей, не опасаясь, что кому-то не понравится.

Какой-нибудь «Ледниковый Период» на 5 порядков сложней, чем, например, «Игра Престолов». «Игра Престолов», безусловно, один из лучших сериалов, однако это совершенно не массовая история. На канале HBO на него подписано 30% населения США, но из этого числа его реально смотрела только половина. У нас на Amedia у «Игры Престолов» не самые высокие цифры. А что касается «Ледникового периода» — это бомба! У него доля выше средней на любом канале, где бы он ни выходил, потому что это гениальное кино для всех.

Интервью подходит к концу. Последний вопрос: какой совет вы можете дать начинающим сценаристам и продюсерам? Как начать снимать хорошее кино?

Совет у нас только один: снимать, снимать и снимать, показывать, показывать и еще раз показывать. Меньше болтать в курилках, меньше ориентироваться на мнение товарищей, которые больше болтают, чем делают. Взять камеру, идти снимать, показывать людям и спрашивать: «Что не так?» Идти дальше, еще раз снимать, показывать, монтировать и так всю жизнь.


Читай также: Работа в сфере искусства: как стартовать без образования и без опыта

Хочешь рассказать свою историю? Стань автором UP TO US.


Зацепила тема? Помоги разобраться тем, кому это тоже интересно.

SMTNG